Фрагмент для ознакомления
1
Введение 2
1. Теоретические основы использования цифровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста 6
1.1. Цифровые технологии сущность классификация 6
1.2 Особенности, задачи и принципы использования цифровых технологий в дошкольном образовательном учреждении 9
1.3 Анализ опыта работы по использованию цифровых технологий в дошкольном учреждении работе с детьми старшего дошкольного возраста 12
Выводы по первой главе 18
2. Экспериментальная работа по использованию цифровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста 20
2.1 Исходный уровень развития использования цифровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста 20
2.2 Педагогический эксперимент по использованию цифровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста 26
2.3 Динамика уровня использования цифровых технологий 28
Выводы по второй главе 33
Заключение 35
Список литературы 37
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Дошкольный возраст представляет собой очень важный этап в формировании у детей познавательной активности, которая выражается в стремлении детей получить знания об окружающем мире, проявить свои творческие способности. Современная система дошкольного образования предъявляет новые требования к обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста, использованию с этой целью инновационных методов, средств и приемов.
Главной задачей в образовании детей является повышение качества и доступности образования, а интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты.
Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.
Использование цифровых технологий открывает широкие возможности в практической деятельности педагога, дополняя традиционные формы работы. Применение цифровых технологий в ДОУ позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей и значительно повысить эффективность любой деятельности. Именно применение цифровых технологий позволяет повышать мотивацию в детей на разных этапах обучения. Использование цифровых технологий на занятиях вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению, узнать какие существуют цифровые технологии на данный момент, как они влияют на современных детей старшей группы, а также проанализировать, каким образом применение современных технологий вляет на развитие ребенка.
Цель исследования – выявить эффективность использования цифровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста на основе изучения научной литературы выявить сущность и особенности применения цифровых технологий в детском саду.
Объектом исследования является использование цифровых технологий в дошкольном учреждении.
Предметом исследования выступает процесс использования цифровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что применение цифровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста будет эффективно если: цифровые технологии регулярно используются во время занятий. Вторая гипотеза состоит в то, что воспитатели ДОУ знают сущность и методику использования цифровых технологий в работе со старшими дошкольниками.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Подбор и апробация диагностических материалов по выявлению уровня исследовательских умений в работе со старшими дошкольниками при использовании цифровых технологий.
3. Разработать и внедрить программу педагогического эксперимента по использованию цифровых технологий в работе со старшими дошкольниками, выявить ее эффективность.
Методы исследования:
1. теоретические: анализ теоретических источников по проблеме исследования;
2. практические: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент;
3. статистические – качественные (контент-анализ).
4. Эмпирической базой исследования садик группа
Исследование проводилось в период с сентября 2021года по май 2022 года.
Первый этап - констатирующий (сентябрь-октябрь 2021).
На этом этапе проводилось изучение психолого-педагогической литературы по проблеме использования цифровых технологий в работе с детьми старшего возраста, подбор и апробация диагностических методик по выявлению уровня использования цифровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста, анализ полученных данных.
Второй этап- формирующий (ноябрь 2021-март 2022).
На этом этапе проводилось разработка и реализация педагогического эксперимента по использования цифровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Для критерия оценки использования цифровых технологий в ДОУ нами был выбран критерий исследовательских умений детей старшего школьного возраста.
Третий этап – контрольный (апрель-май 2022).
На этом этапе проводился контрольный срез и выявление динамики уровня использования цифровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость: заключается в возможности использования материалов исследования для организации внедрения цифровых технологий в ДОУ, для повышения квалификации педагогов и воспитателей, а также в учреждениях дополнительного образования детей спортивной, музыкальной, творческой и технической направленности.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть рекомендованы и использованы в практической деятельности психологами при работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Эмпирическая база исследования: МБДОУ Детский сад № 28 «Матрешка» г. Южно-Сахалинска.
Структура курсовой работы состоит введения, двух глав теоретической и практической, заключения, списка изученной литературы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2011. - 112с.
2. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128с.
3. Головицына М.В. Информационные технологии в экономике. [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.В. Головицына. 3-е изд. М. Саратов: ИнтернетУниверситет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020. 589 c.
4. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальная основа. М., 2005г.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 2. Издательство РООССА, 2010г.
6. Еловская С.В., Алексеева Е.Ю. Психолого-педагогические условия обучения школьников иностранному языку посредством информационно- коммуникационных технологий // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2016. № 2 (2). С. 12-14.
7. Интерактивные методы взаимодействия на уроках ОБЖ / Н.В. Кузнецова, Ю.А. Федулова, Я.А. Гаврилова, Е.Н. Иванова // Наука и Образование. 2021. Т.4. №2. С. 513
8. Информационные технологии. Базовый курс: учебник / А.В Костюк, С.А. Бобонец, А.В. Флегонтов, А.К. Черных. 2-е изд., стер. СПб.: Издательство «Лань», 2019. 604с.
9. Информационные технологии: Учебник /М.Е. Елочкин, Ю.С, Брановский, И.Д. Николенко; Рук. Авт. Группы М.Е. Елочкин. - М.: Изд-во Оникс, 2007.
10. Использование интерактивных форм обучения в образовательном процессе / Ю.А. Федулова, Н.В. Кузнецова, Е.Н. Иванова, А.А. Самсонова // Наука и Образование. 2021. Т.4. №2. С.562
11. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ. Сред, пед. учеб. Заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 416 с.
12. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. и др. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - С.128.
13. Корепанова Е.В. Психологические характеристики диалога в педагогической деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 3 (47). С. 151-155
14. Корепанова Е.В., Ашихмина Г.А. Реализация компетентностного подхода на основе технологии активизации и интенсификации деятельности студентов // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания. 2015. № 4 (8). С. 76-81.
15. Костюшина Е.В., Ершова Е.М. Роль художественных произведений в нравственном развитии детей дошкольного возраста// Наука и образование. 2019. Т.2. №2. С.70
16. Котырло В.К. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников [Текст] / В. К. Котырло, Т.В. Дуткевич // Вопросы психологии. – 2016. №2. - С. 50-60.
17. Кротова Т.В. Компьютерная игра как средство подготовки ребенка к школе. - Справочник старшего воспитателя. - 2018. - №8, С. 19-22.
18. Лобанова Е.А. Организация развивающей среды как средства формирования познавательной активности дошкольников: учебно-методическое пособие. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2015. 60с.
19. Манаенкова, М.П. Компетентностный подход: от теории к практике // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. Материалы Х1 Всероссийской научно-практической Internet-конференции (с международным участием). 2020. С. 127-131.
20. Павлова Е.В. Мультимедийные технологии и их роль в интерактивной среде ДОУ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://interaction.ucoz.ru/forum/11-75-/. – (дата обращения 18.10.2021)
21. Перышкова С.А., Набатникова Е.А. Угрозы психологической безопасности в образовательной среде // Физиологические, психофизиологические проблемы здоровья и здорового образа жизни. Екатеринбург, 2020 С. 153-156.
22. Рабинович П.Д. Практикум по интерактивным технологиям: методическое пособие / П.Д. Рабинович, Э.Р. Баграмян. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. - 96с.
23. Роберт И.В. Распределение изучения информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах// Информатика и образование. 2018. №5. С. 12-17.
24. Сидорова И.В., Виданова Н.В. Духовно-нравственное воспитание обучающихся в процессе изучения событий великой отечественной войны с использованием краеведческого материала // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 97.
25. Слепцова И. Ф. Что должен знать о ФГТ каждый педагог ДОУ: Методическое пособие/ Под ред. И.Ю. Синельникова. - М.: АРКТИ, 2018. - 120с.
26. Федина Н. Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ // Дошкольное воспитание. 2017. №10. С.3-14.